Анна Володина: материалы для семинара. |
||
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
|
Правовое сопровождение организации и деятельности ролевых клубов |
||
Федеральный закон от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (выдержки)
Cтатья 2. Некоммерческая организация
Статья 3. Правовое положение некоммерческой организации Некоммерческая организация должна иметь самостоятельный баланс или смету. Некоммерческая организация вправе иметь штампы и бланки со своим наименованием, а также зарегистрированную в установленном порядке эмблему.
Статья 4. Наименование и место нахождения некоммерческой организации Некоммерческая организация, наименование которой зарегистрировано в установленном порядке, имеет исключительное право его использования. 2. Место нахождения некоммерческой организации определяется местом ее государственной регистрации.
Статья 5. Филиалы и представительства некоммерческой организации Руководители филиала и представительства назначаются некоммерческой организацией и действуют на основании доверенности, выданной некоммерческой организацией.
Статья 10. Автономная некоммерческая организация
Имущество, переданное автономной некоммерческой организации ее учредителями (учредителем), является собственностью автономной некоммерческой организации. Учредители автономной некоммерческой организации не сохраняют прав на имущество, переданное ими в собственность этой организации. Учредители не отвечают по обязательствам созданной ими автономной некоммерческой организации, а она не отвечает по обязательствам своих учредителей.
Комментарий к ст. 10: 1. Автономная некоммерческая организация является новой формой некоммерческих организаций для нашего правопорядка. До введения в действие Закона эта форма некоммерческих организаций ни в одном законе (в т.ч. и в ГК РФ) не предусматривалась и не определялась. Названная некоммерческая организация не имеет членства и создается на основе добровольной передачи ей имущества юридическими и (или) физическими лицами. Формирование имущественной базы автономной некоммерческой организации ее учредителями путем передачи имущества во многом схожи с созданием учреждения. С той лишь разницей, что имущество учредителями передается в собственность автономной некоммерческой организации. В соответствии с целями создания в форме автономной некоммерческой организации могут создаваться учебные заведения, спортивные клубы, лечебно-оздоровительные заведения, научные центры, приюты и другие заведения, оказывающие услуги в области образования, культуры здравоохранения, науки, спорта и иных областях общественно полезной деятельности. Закон не устанавливает ограничений по составу учредителей, т.е. любое физическое лицо, полностью дееспособное, и юридическое лицо вправе учредить автономную некоммерческую организацию. Поскольку в настоящее время не существует других законов, которые регулировали бы порядок создания и деятельности отдельных видов автономных некоммерческих организаций и могли бы сузить круг возможных учредителей, то можно констатировать, что ограничений по составу учредителей названной некоммерческой организации пока нет. Предоставление услуг автономной некоммерческой организацией может потребовать получения разрешения на предоставление определенных видов услуг (медицинских, юридических, аудиторских и т.п.). Совсем не обязательно, что предоставление услуг осуществляется автономной некоммерческой организацией на безвозмездной основе. Автономная некоммерческая организация является собственником переданного ей учредителями имущества, а также всего самостоятельно приобретенного имущества, полученного в дар от других организаций. Передавая имущество в качестве взноса, учредители теряют все права на это имущество, и новые права у них не возникают. При выходе из числа учредителей последние не вправе претендовать на часть имущества автономной некоммерческой организации. При ликвидации этой организации ее имущество не распределяется между учредителями, а передается в соответствии с учредительными документами или на цели, для достижения которых была создана организация, либо на благотворительные цели. Наличие обособленной имущественной базы, которой автономная некоммерческая организация может распоряжаться самостоятельно, определяет и самостоятельную имущественную ответственность организации. Учредители не привлекаются к ответственности по обязательствам автономной некоммерческой организации в случае недостаточности ее имущества. 2. Положения п. 2 ст. 10 Закона не оригинальны, т.к. подтверждают право автономной некоммерческой организации осуществлять предпринимательскую деятельность. Учитывая и то обстоятельство, что автономная некоммерческая организация самостоятельно распоряжается своим имуществом, очевидно, что она вправе участвовать в хозяйственных обществах и в товариществах на вере в качестве вкладчика. Ограничения этих действий по каким-либо основаниям законодательством не установлены. Предпринимательская деятельность автономной некоммерческой организации должна соответствовать целям ее создания. Ближе всего этим целям такая предпринимательская деятельность, как возмездное оказание услуг. 3. Как и любая другая, автономная некоммерческая организация при осуществлении своей деятельности должна использовать принадлежащее ей имущество в соответствии с целями ее создания. Контроль за деятельностью автономной некоммерческой организации возлагается Законом на ее учредителей. Порядок осуществления этого контроля должен быть определен в учредительных документах организации. Согласно ст. 14 Закона учредительным документом автономной некоммерческой организации является устав, утвержденный учредителями. По их желанию учредители могут заключить и учредительный договор. Обязательным учредительным документом считается только устав. В нем и должен быть предусмотрен порядок осуществления надзора за деятельностью организации. Здесь возможны различные варианты, но единственное, что неизменно, - это обязанность учредителей осуществлять этот надзор. Для его реализации учредители могут образовать надзорный орган, например, такой, как попечительский совет в фондах, или сформировать ревизионную комиссию. Более того, надзор за деятельностью автономной некоммерческой организации со стороны учредителей может быть установлен через всю структуру управления этой организации. Учредители, войдя в орган управления, также в состоянии осуществлять в определенной мере возложенный на них законом надзор за деятельностью автономной некоммерческой организации. Формы надзора не определены и не ограничены Законом, здесь учредители вправе проявить находчивость и мудрость в выборе формы надзора с тем, чтобы проводимый надзор не мешал эффективной деятельности автономной некоммерческой организации. 4. Поскольку целью создания автономной некоммерческой организации является предоставление услуг в определенных сферах, то положение п. 4 ст. 10 Закона лишает учредителей каких-либо льгот при получении услуг. Оказание услуг должно проводиться на равных условиях с другими лицами. Однако в случае, если автономная некоммерческая организация при предоставлении услуг устанавливает различный порядок их предоставления для разных категорий потребителей, то это вовсе не означает установление льгот для учредителей, если они попадают в ту или иную категорию потребителей, пользующихся какими-то льготами. В статье речь идет о недопустимости адресного установления преимуществ для учредителей, а не о различном порядке оказания услуг разным категориям потребителей или пользователей этими услугами.
Статья 13. Создание некоммерческой организации
Статья 14. Учредительные документы некоммерческой организации 1. Учредительными документами некоммерческих организаций являются: устав, утвержденный учредителями (участниками), для общественной организации (объединения), фонда, некоммерческого партнерства и автономной некоммерческой организации; учредительный договор, заключенный их членами, и устав, утвержденный ими, для ассоциации или союза; решение собственника о создании учреждения и устав, утвержденный собственником, для учреждения. Учредители (участники) некоммерческих партнерств, а также автономных некоммерческих организаций вправе заключить учредительный договор. В случаях, предусмотренных законом, некоммерческая организация может действовать на основании общего положения об организациях данного вида.
Статья 15. Учредители некоммерческой организации Некоммерческая организация может быть учреждена одним лицом, за исключением случаев учреждения некоммерческих партнерств, ассоциаций (союзов) и иных случаев, предусмотренных федеральным законом.
Статья 24. Виды деятельности некоммерческой организации Отдельные виды деятельности могут осуществляться некоммерческими организациями только на основании специальных разрешений (лицензий). Перечень этих видов деятельности определяется законом. 3. Некоммерческая организация ведет учет доходов и расходов по предпринимательской деятельности. Статья 28. Основы управления некоммерческой организацией Структура, компетенция, порядок формирования и срок полномочий органов управления некоммерческой организацией, порядок принятия ими решений и выступления от имени некоммерческой организации устанавливаются учредительными документами некоммерческой организации в соответствии с настоящим Федеральным законом и иными Федеральными законами.
Статья 29. Высший орган управления некоммерческой организацией коллегиальный высший орган управления для автономной некоммерческой организации; общее собрание членов для некоммерческого партнерства, ассоциации (союза). Порядок управления фондом определяется его уставом. Состав и компетенция органов управления общественными организациями (объединениями) устанавливаются в соответствии с законами об этих организациях (объединениях). изменение устава некоммерческой организации; образование исполнительных органов некоммерческой организации и досрочное прекращение их полномочий; утверждение годового отчета и годового бухгалтерского баланса; утверждение финансового плана некоммерческой организации и внесение в него изменений; создание филиалов и открытие представительств некоммерческой организации; участие в других организациях; реорганизация и ликвидация некоммерческой организации (за исключением ликвидации фонда). Учредительными документами некоммерческой организации может предусматриваться создание постоянно действующего коллегиального органа управления, к ведению которого может быть отнесено решение вопросов, предусмотренных абзацами пятым - восьмым настоящего пункта. Вопросы, предусмотренные абзацами вторым - четвертым и девятым настоящего пункта, относятся к исключительной компетенции высшего органа управления некоммерческой организацией. Решение указанного общего собрания или заседания принимается большинством голосов членов, присутствующих на собрании или заседании. Решение общего собрания или заседания по вопросам исключительной компетенции высшего органа управления некоммерческой организацией принимается единогласно или квалифицированным большинством голосов в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами и учредительными документами.
Статья 30. Исполнительный орган некоммерческой организации
Статья 32. Контроль за деятельностью некоммерческой организации Некоммерческая организация предоставляет информацию о своей деятельности органам государственной статистики и налоговым органам, учредителям и иным лицам в соответствии с законодательством Российской Федерации и учредительными документами некоммерческой организации.
|